serg_sklarov (serg_sklarov) wrote,
serg_sklarov
serg_sklarov

Category:

От Каннельярви до Полян и обратно (отчёт о пешем походе 8 мая 2017 года)


В этом году ячейка «Север» ленинградского отделения движения «Суть времени» решила отметить День Победы, совершив однодневный поход на Карельском перешейке по местам, где в июне 1944 года проходили бои Красной Армии с финскими войсками. Целей у нас было несколько. Первая – совершить совместное полуспортивное мероприятие для того, чтобы немного испытать себя, совершив пешую прогулку по пересечённой лесной местности. Вторая – посетить две братские могилы советских воинов, павших в боях за родину, и возложить к ним цветы. Третья – вместе отметить тем самым праздник, попеть песни у костра, пообщаться.

Так как некоторые из наших товарищей намеревались пройти 9 мая в составе «Бессмертного полка», было решено сходить в поход накануне – 8 мая.

Обувшись в сапоги, взяв с собой рюкзаки с провиантом, водой, принадлежностями для костра, инструментом, посудой, запасной одеждой, а также цветы, мы сели на одну из первых электричек и выехали из города-героя Ленинграда в сторону Выборга.

В тех местах, куда мы отправились, с 10 по 20 июня 1944 года проходила Выборгская наступательная операция. Она была частью стратегической Выборгско-Петрозаводской операции, являвшейся одним из десяти знаменитых «сталинских ударов». Итогом летнего наступления Красной Армии на Карельском перешейке и в Карелии было выведение Финляндии, союзницы фашистской Германии, из войны. В результате Выборгской наступательной операции советские войска отбросили финские войска от Ленинграда, нанесли им крупное поражение и освободили город Выборг. 

Надо отметить, что финны к лету 1944 года имели три полосы обороны на Карельском перешейке. Первая находилась в 30 километрах от Ленинграда (см. карту). Вторая, наиболее прочная, полоса обороны глубиной до 3-5 км проходила в 15-25 км от переднего края первой полосы, по линии Тайпале, Васкеля, Липола, Сийранмяки, Кивеннапа, западнее Райвола. Эта полоса была подготовлена финнами на выгодных в тактическом отношении гребнях высот, подступы к которым во многих местах прикрывались танконедоступными болотами и озёрами. Строительство этой полосы началось ещё в 1942 г. и приняло огромный размах. Вторая полоса, являвшаяся основой обороны Карельского перешейка, к началу наступления советских войск была подготовлена финнами на 70-80%. Третья полоса обороны финнов находилась на удалении 60-65 км от переднего края обороны на рубеже Саккола, Яюряпя, Иля Хотакка, Сумма, Мурила. Она примерно повторяла контуры «линии Маннергейма», разрушенной нашими сапёрами после Советско-финской (Зимней) войны 1939-1940 гг. Эта полоса, так же как и первые две, была построена по принципу опорных пунктов и узлов сопротивления, прикрывавших все основные дороги, идущие в северо-западном направлении.



Местность, по которой мы собрались совершить наш пеший поход, находилась сразу за второй линией обороны.

Через час с небольшим поезд довёз нас до станции Каннельярви, где мы и высадились. Это был начальный и конечный пункт нашего маршрута. Спрыгнув с платформы, мы перешли железнодорожные пути и двинулись колонной по садоводческому посёлку, развернув красное знамя Победы.



Вскоре мы вышли на заброшенный железнодорожный путь, по которому и двинулись, вытянувшись в цепочку. Нашей первой целью был посёлок Семиозерье. Рядом с ним располагается первая из братских могил, которую мы решили посетить. Сам посёлок появился одновременно с началом разработки месторождения песчано-гравийной смеси в 1960 году. К карьеру, где работали горняки, тогда же была проложена железнодорожная ветка, по которой в 1961 году начали ходить поезда, вывозящие из карьера сырьё. К 90-м годам месторождение истощилось, в карьере прекратились работы, и теперь на части его территории выросло садоводство, а на части – новый сосново-осиновый лес. С прекращением разработки карьера железнодорожная ветка, по которой мы двинулись в путь, перестала использоваться.



Пройдя по железке чуть меньше километра, мы свернули на тропинку. Снег только растаял, и поэтому часть леса была подтоплена. Это было причиной того, что большую часть пути в этот день мы двигались по лесным дорогам. По пути к Семиозерью мы снова вышли к той же железной дороге и несколько километров шли вдоль неё, пока она не свернула в сторону.



Миновав на своём пути нефтепровод, по которому буржуи качают наши углеводороды к морскому нефтеналивному порту Приморск, мы вскоре вышли к посёлку Семиозерье. Он представляет из себя множество одно-двухэтажных деревянных домиков с участками с десятком трёх- и пятиэтажных хрущёвок в центре, с несколькими магазинами, школой, детским садом, домом культуры, церквушкой и котельной.

Посёлок был украшен флажками на фонарных столбах и растяжками. Здесь тоже готовились к празднику. Что нас порадовало, так это то, что каждый третий флажок был советским – красное полотно с серпом и молотом.


Дорожка к мемориалу. Справа водонапорная башня. Фото сделано в октябре 2016 года.

Пройдя посёлок, мы вышли к лесу, в который уходила, поднимаясь в горку, асфальтированная дорожка, ведущая к братской могиле. Справа, среди деревьев пряталась водонапорная башня. Мы миновали её и оказались на небольшой площадке на вершине холма, где стоит обелиск. Здесь проходила репетиция торжественного митинга, который должен был состояться на следующий день – 9 мая. Молодая женщина, по-видимому, учительница, повторяла с дюжиной школьников слова и порядок действий. Немного подождав перерыва, мы возложили к братской могиле цветы и двинулись дальше, через лес к озеру, где намеревались сделать привал.






По пути мы пересекли ещё один заброшенный карьер, и, взобравшись по крутому склону, снова затерялись в лесу.




Здесь нам чаще стали попадаться остатки окопов для людей и техники, напоминавшие о Великой Отечественной войне. Вскоре мы вышли к озеру.



Облюбовав полянку на берегу, мы стали устраивать место для привала. Одни ушли собирать дрова, другие развели костёр и стали готовить армейскую кашу – гречу с тушёнкой.




С погодой нам в этот день повезло. Хотя в какой-то момент, когда мы были на озере, пошёл небольшой снег, который, впрочем, быстро закончился.



Пообедав, попив чай, спев несколько песен и обсудив несколько злободневных тем, мы собрались и снова двинулись в путь.



Надо отметить, что всю дорогу в течение дня разговор не прекращался. Поднимаемые темы были самые разные – от особенностей местности, по которой двигался наш отряд, до особенностей анатомии и эволюции осьминогов.



Обследовав по пути старый финский бетонированный окоп с небольшим блиндажом, миновав болото, мы добрались до посёлка Поляны (старое финское название – Усикиркко), расположенного на берегу озера Полянское.

Вторая братская могила советских воинов на нашем пути оказалась такой же ухоженной, как и первая. Судя по табличке у мемориала, за ним присматривают местные школьники.



В итоге боевых действий 14 и 15 июня 1944 г. 21-я армия прорвала вторую полосу обороны на выборгском направлении на 12-километровом фронте от Кутерселькя до Финского залива и вышла к южному берегу озера Каннел-ярви (оно же Кантель-ярви, ныне – озеро Победное). С утра 16 июня 21-я армия ввела в сражение 110-й стрелковый корпус в направлении на Усикиркко (в настоящее время – Поляны), то есть на направлении своего главного удара, в течение дня продвинулась вперёд на 6-15 км и овладела свыше 50 населёнными пунктами. К исходу 16 июня войска армии вели бои на рубеже ст. Перкярви (в настоящее время – Кирилловское), Усикиркко, юго-восточные оконечности озёр Халолан-ярви и Юлис-ярви, Сортавала. Из-за плохих метеорологических условий активность военно-воздушных сил фронта и флота в течение этого дня наступления заметно снизилась. В течение 17 июня 21-я армия продвинулась на глубину ещё 10-14 км.


Карта боёв по дням. Чтобы рассмотреть подробнее, необходимо кликнуть на ней.

Именно во время этих боёв погибло большинство бойцов РККА, похороненных в братской могиле в посёлке Поляны.







Возложив цветы и осмотрев мемориал, мы снова двинулись в путь.



Миновав какие-то заброшенные склады сельскохозяйственного назначения и такие же заброшенные гаражи для сельхозтехники, ставшие не нужными после развала СССР, мы поднялись на Лысую гору – господствующую над местностью точку.











Сделав на вершине холма небольшой привал и полюбовавшись замечательным видом на окрестности, мы пошли дальше.



Теперь наш путь лежал в сторону Каннельярви, нужно было спешить, чтобы не опоздать на последнюю электричку в город.




Через полтора часа петлявшая по лесу, где местами лежал снег, дорожка вывела нас к ещё одному заброшенному карьеру, который разрабатывался уже в постсоветское время.






Преодолев его, мы поднялись на холм, откуда виднелись крыши домиков на станции.



Спустившись, мы скоро добрались до заброшенной железнодорожной ветки, вдоль которой и двинулись как утром, только в обратном направлении.



На станцию мы пришли за несколько минут до прибытия последней электрички, которая нас, довольных совершённым пешим походом (более 30 км), увезла в славный город-герой Ленинград.

Подробный фотоотчёт можно посмотреть здесь

Tags: Великая Отечественная война, История, Карельский перешеек, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments