serg_sklarov (serg_sklarov) wrote,
serg_sklarov
serg_sklarov

Category:

Хорошая новость! «Гоголь-центра» в Петербурге не будет!


На фото: кинотеатр "Уран" на Удельной

Еще в эпоху становления и расцвета русского театра в первой четверти XIX века Н. В. Гоголь писал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». И именно такое отношение к театру стало определяющим и передавалось из поколения в поколение на протяжении всего периода существования российского театра. Более того происходила сакрализация театрального искусства и даже зданий, где размещались театры. Появилось известное выражение «театр — храм искусства».


И только в эпоху перестройки началось разрушение смыслов и целей искусства, а театр из «храма искусства» стал превращаться в «заведение по оказанию культурных услуг». После распада СССР репертуарный театр в новых рыночных условиях стал коммерциализироваться, спектакли были заменены антрепризами известных актеров, активно насаждались мюзиклы и легкомысленные бизнес-проекты. А главное же предназначение театра — его эстетические и воспитательные функции, приобщение зрителя к гуманистическим ценностям — в постсоветский период было отвергнуто и почти полностью утрачено.

В январе 2016 года на странице Театр Post в соцсети ВКонтакте появилось следующее сообщение:




Для тех, кто ознакомится с текстом пьесы, по которой поставлен упомянутый спектакль, совершенно понятно, что за «культурный центр» хотели организовать у Удельной. Очевидно, что мат и бессмыслица Павла Пряжко – это не высокохудожественная проза и поэзия великих русских мастеров слова, которыми мы все восхищаемся, и которые и есть Культура: Пушкин, Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие.

Какова же предистория такого счастливого для нас конца этого несостоявшегося «культурного центра». Напомню вкратце.

В октябре 2014 года появилась информация, что небольшой кинотеатр «Уран» у метро «Удельная» в скором времени хотят превратить в центр современного искусства. Инициативу проявил коллектив «Театр post»: «post» в названии прямо указывает на причастность к постмодернизму, что руководитель коллектива, Дмитрий Волкострелов, и не скрывает. Согласно плану коллектива «Театр post», новое пространство должно было открыться в октябре 2015 года. Ориентироваться обещали как на взрослых, так и на детей и подростков, подготавливая разнообразные соответствующие программы. Анализ творчества «Театр post» показывает, что беспокоиться было о чём: данное творчество носит очевидный антикультурный характер: мат, сцены секса, отсутствие смыслов и целей, идейная пустота. И всё это предполагалось делать на бюджетные деньги, то есть за наш с вами счёт.

По информации в СМИ, подтверждённой на пресс-конференции 14-15 декабря 2014 года, новый центр должен был  чем-то напоминать «Гоголь-центр». Правда, в совершенно другом масштабе.

Что же это такое – «Гоголь-центр»? Об этом хорошо написано в целом ряде статей (здесь и здесь). Изложу кратко.

Открывшийся в 2013 году «Гоголь-центр» (на базе Театра им. Гоголя в Москве) был заявлен как театр, принципиально ориентированный на поиск новых театральных форм. Обосновывалось это тем, что в традиционный театр зритель уже, скорее всего, «не побежит», а завлечь его можно только чем-то новым: «новыми темами, новым пониманием жизни». «Гоголь-центр» сменил не только название, но и репертуар, а также интерьер, и с большими скандалами избавился почти от всех прежних актеров. В концепции театра художественным руководителем Кириллом Серебренниковым была заявлена некая «антитеатральность».

Серебренников обещал превратить новый театр в «учреждение концептуальное и креативное». И почти сразу некоторые театральные критики заговорили о том, что создается новый театральный язык, это язык «жесткий, точный, местами шокирующий, а главное — очень похожий на жизнь».

В июне 2013 года в «Гоголь-центре» вышла премьера сезона — спектакль «Идиоты» (по мотивам фильма Ларса фон Триера). Это повествование о коммуне молодых людей, притворяющихся умственно отсталыми и ищущих в себе «внутреннего идиота», чтобы освободиться от норм и морали общества и вернуться к первобытной естественности. Сюжет был адаптирован, а точнее подверстан, к российской действительности. В спектакле угадывались скандалы последних лет (акции Pussy Riot, оскорбление чувств верующих, поддержка секспросвета в школе и т. п.). Идиоты, как им и следует, ведут себя неадекватно, устраивают провокации, ходят голыми в общественных местах.

В «Гоголь-центре» активно продвигают игру в «снятие табу». Сначала эпатаж и клубничка, спектакль про любовь, потом про однополую любовь, потом голые мужские зады на сцене, потом полное раздевание и мужчин, и женщин, и всё это сопровождается ненормативной лексикой. Потому что Серебренников считает, что на «территории под названием искусство возможно все».

В начале октября 2013 года в «Гоголь-центре» прошла скандальная премьера мюзикла «Пробуждение весны» по мотивам пьесы немецкого драматурга Ф. Ведекинда. События пьесы происходят в Германии в 1891 году, ее герои — 14-летние мальчики и девочки, сталкивающиеся с проблемами подросткового возраста. Пьеса повествует об однополой любви, суициде, ранней беременности. Спектакль эпатирует зрителя скабрезными жестами, физиологическими подробностями. Еще в 1907 году А. Блок писал об этой пьесе: «Наша жизнь выше и больше этой мелкотравчатой жизни... Если же мы будем застревать на слезливых конфликтах, которые Ведекинд кладет в основание «Пробуждения весны», то — хуже нам же самим: прозеваем свое, прозеваем высокое, забудем свое великое отчаянье и разучимся страдать».

Упомяну некоторые постановки, которыми ещё прославился режиссер Серебренников. Спектакль "Пластилин". С него Серебренников начал свое восхождение. Герой пьесы — мальчик 14 лет, изнасилованный матерью и двумя мужчинами. В "Полароидных снимках" явлено "органичное сочетание" некрофилии и педерастии, поскольку на сцене совокупляются два представителя мужского пола, живой и мертвый. В "Голой пионерке" (само название чего стоит!) фигурирует девочка, попавшая на фронт, изнасилованная советскими солдатами и ставшая фронтовой проституткой. В спектакле "Клеопатра и Антоний" декорации изображают сцены совокуплений.

Важную роль в продвижении такого "искусства" в массы играет Евгения Шерменева, куратор театров. Она более десяти лет была директором театрального фестиваля NET. В его рамках пропагандировалась откровенная порнография. На этом фестивале отметился и коллектив «Театр post» бездарного Дмитрия Волкострелова.

К счастью, рассадниками всякой мерзости в Выборгском районе Санкт-Петербурга этот коллектив и планировавшийся на базе кинотеатра «Уран» центр современного искусства так и не стали.

Tags: Выборгский район, Культурная война, Санкт-Петербург, культура, постмодернизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment